Адвокат Герман Каневский для портала PRAVO.RU прокомментировал вопросы, связанные с возвратом товара потребителями. Полный текст комментария: «Приобретая технически сложные товары для личного использования, мы рано или поздно сталкиваемся с неисправностями купленного товара.
Закон от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», кроме требования о ремонте, предъявляемого продавцу или изготовителю товара, предоставляет потребителю и другие права, в том числе: требовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. При этом, по требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
Как показывает практика, наибольшие проблемы связаны с реализацией права на отказ от исполнения договора купли-продажи, которое предусматривает возврат потребителю уплаченных за товар денежных средств.
Потребитель наделен безусловным правом на расторжение договора купли-продажи технически сложного товара в случае обнаружения в нем недостатков до истечения 15-дневного срока с момента передачи потребителю такого товара. За пределами указанного срока в отношении технически сложных товаров, расторжение договора купли-продажи обусловлено выявлением существенного недостатка.
Перечень технически сложного товара определен Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 №924 «Об установлении перечня технически сложных товаров», из числа которых самыми распространенными являются автомобили, компьютеры, телефоны, телевизоры и т.д.
Закон о защите прав потребителей под существенным недостатком понимает неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени или проявляется вновь после его устранения.
Более подробно критерии существенных недостатков установлены в п.13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»:
- неустранимый недостаток товара - недостаток, который не может быть устранен посредством проведения мероприятий по его устранению с целью приведения товара в соответствие с обязательными требованиями, предусмотренными законом или в установленном им порядке, или условиями договора (при их отсутствии или неполноте условий - обычно предъявляемыми требованиями), приводящий к невозможности или недопустимости использования данного товара в целях, для которых товар такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцом и (или) описанием при продаже товара по образцу и (или) по описанию;
- недостаток товара, который не может быть устранен без несоразмерных расходов, - недостаток, расходы на устранение которого приближены к стоимости или превышают стоимость самого товара либо выгоду, которая могла бы быть получена потребителем от его использования.
В отношении технически сложного товара несоразмерность расходов на устранение недостатков товара определяется судом исходя из особенностей товара, цены товара либо иных его свойств;
- недостаток товара, который не может быть устранен без несоразмерной затраты времени, - недостаток, на устранение которого затрачивается время, превышающее установленный соглашением сторон в письменной форме и ограниченный сорока пятью днями срок устранения недостатка товара, а если такой срок соглашением сторон не определен, - время, превышающее минимальный срок, объективно необходимый для устранения данного недостатка обычно применяемым способом;
- недостаток товара, выявленный неоднократно, - различные недостатки всего товара, выявленные более одного раза, каждый из которых в отдельности делает товар не соответствующим обязательным требованиям, предусмотренным законом или в установленном им порядке, либо условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий - обычно предъявляемым требованиям) и приводит к невозможности или недопустимости использования данного товара в целях, для которых товар такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;
- недостаток, который проявляется вновь после его устранения, - недостаток товара, повторно проявляющийся после проведения мероприятий по его устранению.
Кроме того, в отношении технически сложного товара в качестве недостатка товара применительно к требованию о расторжении договора купли-продажи следует понимать различные недостатки товара, на устранение которых в совокупности затрачивается время, приводящее к невозможности использования товара (работы, услуги) более чем тридцать дней в течение каждого года гарантийного срока.
При наличии спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. При этом, потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
На практике потребители зачастую сталкиваются с тем, что им отказывают в принятии товара, не допускают до участия в проверке его качества, производят гарантийный ремонт без согласия потребителя, отказывают в расторжении договора купли-продажи, мотивируя отказ тем, что гарантийный ремонт является бесплатным.
В этой связи необходимо дать следующие советы:
- обращаясь по поводу ремонта, требуйте копию заказ-наряда или квитанции;
- в случае отказа в предоставлении копии и непринятии письменной претензии, отправляйте телеграммы, заказные письма, пользуйтесь курьерской службой либо фиксируйте отказ свидетельскими подписями;
- максимально подробно отражайте свои претензии относительно обнаружившейся неисправности;
- требуйте личного присутствия при проверке товара или его экспертизе, требуйте распечатки протоколов электронной диагностики;
- на время ремонта (замены) требуйте предоставить вам аналогичный товар;
- сохраняйте документы, подтверждающие ваши расходы на ремонт, на использование транспорта и т.д.
В случае если претензия потребителя не была удовлетворена в добровольном порядке, потребитель имеет право требовать расторжения договора купли-продажи в суде.
Такое требование может быть предъявлено не только к продавцу товара, но и его изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру.
Кроме уплаченное по договору суммы, потребитель вправе дополнительно требовать взыскания убытков, процентов за несвоевременное удовлетворение требования, компенсации морального вреда, штрафа в размере 50% от взысканной суммы за отказ от добровольного удовлетворения требований.
При этом потребитель освобождается от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления при требовании до одного миллиона рублей, сверх указанной суммы оплата происходит в общем порядке.
В случае удовлетворения судом требований, в пользу потребителя подлежат взысканию все судебные расходы, в том числе, услуги представителя».